Пятница, 26.04.2024
РОО и ЦСДОУ Тюльганского района
Меню сайта
Поиск по сайту
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95
Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

Особенности психологического развития. ДОУ
05.02.2013, 15:09

Детское дошкольное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от полутора месяцев до семи лет.

Основными задачами дошкольного учреждения являются:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;

- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, воспитатели, родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба.

Особенности психического развития ребенка в дошкольный период:

Возрастная периодизация (по Выготскому)

младенческий возраст (до 1 года)

раннее детство (1-3 года)

дошкольный возраст (3-7 лет)

В раннем детстве важнейшим психическим новообразованием является возникновение речи и наглядно-действенного мышления. В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности.

Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне не чем есть!». В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»…

Для успешного развития речи ребенка необходимо стимулировать высказывания ребенка, побуждать его говорить о своих желаниях. С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого. Основной способ познания ребенком окружающего мира в этом возрасте – это метод проб и ошибок. Ведущей деятельностью является предметно - манипулятивная. К трем годам появляется уже первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я хороший и больше никакой».

Реакция на «Я сам» бывают двух видов: 1) когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях; 2) Если взрослый, не смотря на качественные изменения в личности ребенка, продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.

Дошкольное детство большой период в жизни реенка с 3-х до 7-ми лет. В этом возрасте у ребенка формируется собственная позиция . К 4-м годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление. Речь становится связной, словарный запас обагащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение. Память носит непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено.Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

В 3-4 года начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников. Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая.  Сверстники становятся интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.

К 5-6 годам интерес ребенка направлен на  сферу взаимоотношений между людьми. Оценка взрослого подвергается критическому анализу и сравнению со своими собственными. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы. Начинает формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания. Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

Итак к концу дошкольного возраста  (6-7 лет) формируется механизм соподчинения мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый собственное обещание.

Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности. Мышление приобретает приобретает форму наглядно-образного. Речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю, активно развивается воображение.

Кризисы дошкольного возраста:

1)                     кризис 3-х лет

2)                     кризис 6-7 лет (зависит с какого возраста ребенок пойдет в школу)

Л.С. Выготский описал семь характеристик кризиса 3-х лет:

-негативизм- оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, проявляющаяся как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев;

-упрямство- ребенок настаивает на своем не потому что этого хочет, а потому что он этого потребовал;

-строптивость носит генерализованный характер и направлена против устоявшихся норм жизни;

-протест-бунт

-симптом обесценивания (ребенок начинает ругаться)

-деспотизм – стремление ребенка продемонстрировать свою власть;

-претензии на самостоятельность – своеволие, ребенок настаивает на самостоятельности «Я - сам»

Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию. Очень большая роль в данный период отводится взрослому, т.к. во многом от него зависят успехи развития ребенка. Именно взрослый определяет характер взаимодействия, руководит актом коммуникации, стимулирует понимание друг друга. И от того, как он реагирует на формирование «самости» зависит формирование самосознания ребенка.

Симптомы кризиса 6 – 7-ми лет:

- переживание и восприятие себя в качестве социального «индивида»;

-возникновение потребности в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию;

-необходимость вступления в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность (тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу).

Таким образом, в основе психолого-педагогическое сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а также психологические новообразования.


Категория: Мои файлы | Добавил: bugaiko
Просмотров: 892 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОС ЕПГУ
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Запись в 1 класс
Год Памяти и славы
Нацпроекты
Персональныеданные
ГосУслуги
Год педагога
Школы района
  • Аллабердинская СОШ
  • Алмалинская СОШ
  • Астрахановская ООШ
  • Благовещенская СОШ
  • Благодарновская СОШ
  • Владимировская СОШ
  • Городецкая СОШ им. Героя России Александра Прохоренко
  • Екатеринославская СОШ
  • Ивановская ООШ
  • Лицей №1
  • Нововасильевская ООШ
  • Разномойская СОШ
  • Репьевская СОШ
  • Ташлинская СОШ
  • Троицкая СОШ
  • Тугустемирская СОШ
  • Тюльганская СОШ №1
  • Екатериновская НОШ
  • УДОД и ДОУ района
  • Центр доп.образования
  • Д/с «Алёнка»
  • Д/с «Родничок»
  • Д/с «Снежинка»
  • Д/с «Солнышко»
  • Благодарновский д/с
  • Ташлинский д/с
  • Тугустемирский д/с
  • Полезные ссылки
  • Минобрнауки
  • Министерство образования Оренбургской области
  • ГБУ РЦРО
  • ИПКиППРО ОГПУ
  • ОренВики
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Российское образование
  • Единая коллекция ЦОР
  • Федеральный центр ИОР
  • Муниципальное образование Тюльганский район
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
  • ФИПИ
  • Федеральный центр тестирования
  • Открытый класс
  • ЦБС Тюльганского района
  • Единый портал государственных услуг Российской Федерации
  • Поступай правильно
  • Результаты независимой оценки
  • Погода в Тюльгане
  • Погода в Тюльгане
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024