Методика определения эмоциональной
напряженности
Подростки
Инструкция:
«Если то, о чем говорится в суждении, происходит с Вами всегда, часто,
характерно для Вашего поведения – отвечаете «да» или ставите знак «+» в бланке
ответов. Если же такое происходит с Вами редко или никогда не бывает – ответ
«нет» или знак минус.
1. Мне с трудом удается сосредоточить свое
внимание на уроке.
2.
Отступление учителя от основной темы сильно отвлекает меня.
3.
Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе, экзамене.
4.
Иногда мне кажется, что мои знания по отдельным предметам ничтожны.
5.
Отчаявшись выполнить какое-нибудь задание, я опускаю руки.
6.
Я не успеваю усвоить учебный материал, и это вызывает чувство неуважения к
себе.
7.
Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.
8.
Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
9.
Меня сильно беспокоит мое положение в классе.
10.
Я – безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
11.
Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании, и это раздражает меня.
12.
Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на
уроке и на экзамене.
13.
Порой мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал, и это меня
раздражает.
14.
Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.
15.
Возможные неудачи на экзамене или при ответе на уроке очень тревожат меня.
16.
Во время выступления я начинаю заикаться.
17.
Мое состояние во многом зависит от успешности выполнения учебного задания.
18.
Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и, потом жалею об этом.
19.
Состояние класса и отношение ко мне очень влияют на мое настроение.
20.
После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
21.
У меня обычно не бывает головных болей после длительного напряжения.
22.
Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
23.
Невыполненное задание или контрольная работа не волнуют меня.
24.
Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке,
экзамене, если не уверен в своих знаниях.
25.
Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на
экзамене и стараюсь не думать о возможных ошибках.
26.
Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительных вопросов,
задаваемых учителем.
27.
Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
28.
Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе
неприятности.
29.
В классе я чувствую себя легко и непринужденно.
30.
Мне легко организовать свой распорядок дня. Обычно я успеваю сделать все, что
планирую.
Обработка
результатов.
1.
Подсчитайте плюсы в 1 и 2 колонках.
2.
Подсчитайте минусы в последней.
3.
Подсчитайте все ответы «не знаю» по всей анкете и возьмите только половину.
4.
Сложите все три числа, и полученный ответ сравните со шкалой:
низкий
уровень эмоционального напряжения – 0-10
средний
уровень – 11-17
высокий
уровень – 18-22
высокая
ранимость, тревожность, конфликтность, неблагоприятные эмоциональные отношения,
несформированность систем управления и контроля своей деятельностью – 23-30