Детское дошкольное учреждение — тип образовательного
учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы
дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное
учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление
детей в возрасте от полутора месяцев до семи лет.
Основными задачами дошкольного учреждения являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и
физического развития ребёнка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в
развитии ребёнка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного
развития ребёнка.
В дошкольном возрасте закладываются основы развития
детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, воспитатели, родители) развиваем
детей, во многом зависит их дальнейшая судьба.
Особенности
психического развития ребенка в дошкольный период:
Возрастная
периодизация (по Выготскому)
младенческий возраст (до 1 года)
раннее детство (1-3 года)
дошкольный возраст (3-7 лет)
В раннем детстве важнейшим психическим
новообразованием является возникновение речи и наглядно-действенного мышления.
В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи
взрослого в процессе совместной деятельности.
Есть одна известная психологическая сказка о мальчике,
который заговорил в 5 лет. Родители с ног сбились, водя его по врачам и
экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся
семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне не чем есть!». В доме
переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория
прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно
ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»…
Для успешного развития речи ребенка необходимо
стимулировать высказывания ребенка, побуждать его говорить о своих желаниях. С
развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как
средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны
взрослого. Основной способ познания ребенком окружающего мира в этом возрасте –
это метод проб и ошибок. Ведущей деятельностью является предметно - манипулятивная.
К трем годам появляется уже первичная самооценка, осознание не только
собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я хороший и больше никакой».
Реакция на «Я сам» бывают двух видов: 1) когда
взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит
сглаживание трудностей во взаимоотношениях; 2) Если взрослый, не смотря на
качественные изменения в личности ребенка, продолжает сохранять прежний тип
взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.
Дошкольное детство большой период в жизни реенка с 3-х
до 7-ми лет. В этом возрасте у ребенка формируется собственная позиция . К 4-м
годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление. Речь становится
связной, словарный запас обагащен прилагательными. Преобладает воссоздающее
воображение. Память носит непроизвольный характер, и характеризуется
образностью. Преобладает узнавание а не запоминание. Хорошо запоминается то,
что интересно и эмоционально окрашено.Ребенок не способен долго удерживать свое
внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида
деятельности на другой.
В 3-4 года начинают усваивать правила взаимоотношений
в группе сверстников. Ведущей деятельностью в этом возрасте является
игровая. Сверстники становятся
интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по
половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.
К 5-6 годам интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценка
взрослого подвергается критическому анализу и сравнению со своими собственными.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы. Начинает формироваться
образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие
целенаправленного запоминания. Основной способ познания – общение со сверстниками,
самостоятельная деятельность и экспериментирование.
Итак к концу дошкольного возраста (6-7 лет) формируется механизм соподчинения
мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды.
Более слабый – наказание, еще более слабый собственное обещание.
Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве
характеризуются нарастанием элементов произвольности. Мышление приобретает
приобретает форму наглядно-образного. Речь начинает выполнять функции
планирования и регуляции деятельности, эгоцентрическая речь превращается во
внутреннюю, активно развивается воображение.
Кризисы дошкольного возраста:
1)
кризис 3-х лет
2)
кризис 6-7 лет
(зависит с какого возраста ребенок пойдет в школу)
Л.С. Выготский описал семь характеристик кризиса 3-х
лет:
-негативизм- оппозиционная манера поведения, обычно
направленная против авторитета, проявляющаяся как в форме пассивного
сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм,
обычаев;
-упрямство- ребенок настаивает на своем не потому что
этого хочет, а потому что он этого потребовал;
-строптивость носит генерализованный характер и
направлена против устоявшихся норм жизни;
-протест-бунт
-симптом обесценивания (ребенок начинает ругаться)
-деспотизм – стремление ребенка продемонстрировать
свою власть;
-претензии на самостоятельность – своеволие, ребенок
настаивает на самостоятельности «Я - сам»
Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет
происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет
напоминает маленькую революцию. Очень большая роль в данный период отводится
взрослому, т.к. во многом от него зависят успехи развития ребенка. Именно
взрослый определяет характер взаимодействия, руководит актом коммуникации,
стимулирует понимание друг друга. И от того, как он реагирует на формирование
«самости» зависит формирование самосознания ребенка.
Симптомы кризиса 6 – 7-ми лет:
- переживание и восприятие себя в качестве социального
«индивида»;
-возникновение потребности в новой жизненной позиции и
в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию;
-необходимость вступления в отношения с обществом как
совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и
общественно-полезную деятельность (тенденция к ней выражается в стремлении
скорее пойти в школу).
Таким образом, в основе психолого-педагогическое
сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности
детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а также
психологические новообразования.
|