Особенности психического развития детей в школьный
период:
·
школьный возраст
(7-13 лет)
·
пубертатный
возраст (13-17 лет)
В младшем школьном возрасте важнейшим новообразованием
является способность подчинять собственное поведение сознательно поставленной
цели, а также способность самостоятельно ставить осознанные цели и достигать их
при помощи последовательности действий. Ведущей деятельностью является учебная.
Задачи психологического
развития в младшем школьном возрасте:
- формирование мотивов учения, развитие устойчивых
познавательных потребностей и интересов
- развитие продуктивных приемов и навыков учебной
работы «умения учиться»
- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей
-развитие навыков самоконтроля, самоконтроля,
самоорганизации и саморегуляции
- становление адекватной самооценки, развитие
критичности по отношению к себе и окружающим
-усвоение социальных норм нравственного развития
-развитие навыков общения со сверстниками,
установление прочных дружеских контактов.
Задачи
психологического развития в старшем школьном возрасте:
- принятие собственной внешности и эффективное
использование своего тела
- усвоение мужской или женской роли
- установление новых более зрелых отношений с
ровесниками обоих полов
- завоевание эмоциональной независимости от родителей
и других взрослых
- подготовка к профессиональной карьере
-подготовка к браку и семейной жизни
- формирование социально ответственного поведения
-построение системы ценностей и этического сознания
как ориентиров собственного поведения.
Возрастные
особенности подростка:
- повышенная
утомляемость
- стремление обзавестись
лучшим другом
-стремление избежать
изоляции, как в классе, так и в малом коллективе
-стремление отмежеваться
от всего подчеркнуто детского
-отвращение к
необоснованным запретам
-переоценка своих
возможностей. Реализация которых предполагается в отдаленном будущем
-отсутствие адаптации к
неудачам
-отсутствие адаптации к
положению»
-ярко выраженная
эмоциональность
Признаки
успешной адаптации:
- удовлетворенность
ребенком процессом обучения
-ребенок легко
справляется с программой
-степень
самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть
к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому
-удовлетворенность
межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем
Признаки
дезадаптации:
- усталый, утомленный
внешний вид ребенка
-нежелание ребенка
делиться своими впечатлениями о проведенном дне
-стремление отвлечь
взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
-нежелание выполнять
домашние задания
- негативные
характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
-беспокойный сон
-постоянные жалобы на плохое
самочувствие
Рекомендации
педагогам:
Учитывать трудности
адаптационного периода, возрастные особенности подростков
Создать благоприятный
эмоциональный контакт с классом и с родителями учащихся
Выработать единые
требования к учащимся (соблюдать единый орфографический режим, критерии оценок)
Развивать общие учебные
умения и навыки, учить ребят правильно учиться
Не использовать оценку
как средство наказания
Следить за положительной
динамикой в развитии каждого отдельного ученика
Развивать навыки
самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса
Разнообразить
методику работы в группах, парах,
индивидуально. |