МЕТОДИКА
«Заучивание 10 слов»
А.Р.
Лурия
Методика
заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание,
сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки
состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных
нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения
болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть
использована как для детей (с пяти лет).
Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова,
ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова
зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас
я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые
уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом
порядке».
Далее
опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями
экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов,
экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне
еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым
воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки,
ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в
соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя
воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые
фиксируются в протоколе кружочками.
Тестовый материал
Примеры
набора слов:
Стол,
вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым,
сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число,
хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.
Интерпретация результатов
На
основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого
предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число
повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме
кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у
здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов
увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут
демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов
свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании
взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно
воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая
запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность.
Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу
воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на
графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит
все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и
рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости
внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной
вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и
воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти. |